11-13 января 2021 года студенты СПбГЭУ совместно с немецкими и американскими коллегами приняли участие в международной бизнес-игре, организованной Университетом дуального образования Баден-Вюртемберга Хайденхайм (DHBW Heidenheim – Duale Hochschule Baden-Württemberg Heidenheim).
Игра проводилась онлайн в управленческом симуляторе «TOPSIM – Scaleup», также участники могли общаться между собой, с организаторами и преподавателями через платформу BigBlueButton.
От нашего университета в игре участвовали студенты различных направлений подготовки: Янович Дарина (Факультет экономики и финансов, Экономика, Э-1812), Кацман Валерий (Факультет управления, Менеджмент, группа М-1808) и Павлова Алена (Гуманитарный факультет, Зарубежное регионоведение, группа ЗР-1803). Вот некоторые впечатления студентов:
Янович Дарина: «Участников разделили на команды, которые представляли компании на двух разных рынках. Суть игры заключалась в принятии стратегических решений в рамках нашей компании. В моей команде были ребята из Германии. Мы общались на английском языке. Сначала нам было необходимо проанализировать документы за отчетный период, потом обсудить и всем вместе принять решения о дальнейших действиях относительно нашей компании. Мне очень понравилось! Я научилась работать с большим объемом экономической информации, начала разбираться в стратегическом менеджменте, а также приобрела бесценные навыки работы в международной команде».
Кацман Валерий: «Я, будучи студентом кафедры финансового менеджмента, относился к этой игре как к образовательному мероприятию, и оно произвело на меня сильное впечатление. Меня приятно порадовал высокий уровень организованности, отзывчивость и внимательность немецких профессоров. Но больше всего мне понравился сам симулятор. Его разработчикам удалось если не полностью, то очень близко (как мне кажется) передать сложность и многообразие работы финансового менеджера в реальной жизни. Я и моя команда в процессе игры сталкивались с непредсказуемостью рынка и действий конкурентов (таких же студентов), с большим количеством различных альтернатив, с постоянной потребностью переосмыслять свою стратегию и принимать решения в условиях частичной неопределенности. В процессе игры я работал с тремя основными формами отчетности, с большим количеством показателей эффективности, составлял планы – все это было очень интересно и познавательно. Думаю, за эти три дня мне удалось немного познакомиться со своей будущей специальностью.
Также за эти три дня мне удалось познакомиться и поработать вместе с моими коллегами из Германии. Ни технические сложности, ни мое очень далекое от идеала знание английского языка не помешали нам в итоге найти общий язык и стать настоящий командой. Это мероприятия четко демонстрирует, что для людей, искренне желающих достичь общей цели, не существует непреодолимых барьеров в коммуникации. К сожалению, мы заняли лишь 2-е место, но в остальном игра оставила только положительные эмоции. С огромной радостью принял бы участие еще раз».
Павлова Алена: «Никогда до этого не участвовала в подобной бизнес-симуляции. Меня поразила подробность созданной игровой среды. Всего за три дня симуляции прошло 6 игровых лет. Каждый год рынок менялся, приносил новые возможности и риски для нашей компании. Нужно было продумать нашу стратегию, решить, в какие инициативы мы можем и хотим инвестировать, а также рассчитать выгоду от их применения. В итоге, на своем рынке мы заняли 1-е место, во многом потому, что мы действовали осторожно, не брали больших кредитов, которые не смогли бы выплатить к концу игры. Многие наши конкуренты вложили много средств в технологии и автоматизацию в первые годы, но влезли в долги. Мы же действовали медленно, но верно, и под конец имели самую высокую стоимость акций, что означало победу в игре. На мой взгляд, большая заслуга в этом также принадлежит слаженной работе нашей команды. Нам всем удалось найти общий язык, мы грамотно распределяли обязанности, помогали друг другу во всем разобраться. Для меня деловая игра оказалась однозначно полезным опытом!»
Один из организаторов бизнес-игры, профессор Юрген Зайтц, отметил практическую значимость подобных игр для студентов, а также указал на важность таких мероприятий для укрепления связей между странами. Он также предложил, чтобы перед началом игры студенты рассказали о своей стране, городе и университете с помощью короткой презентации. Студенты СПбГЭУ достойно выступили, за что профессор лично выразил им благодарность.
Вот как профессор отозвался об игре: «В деловой игре участники должны получить максимально возможное реалистичное представление о подразделениях компании, моделируя конкретную ситуацию на рынке. Часто речь идет о принятии решений на стратегическом уровне. Следует выявить взаимосвязи и испытать последствия собственных действий. Принятие решений часто происходит в группах из нескольких участников. В связи с пандемией такие деловые игры на данный момент можно проводить только с использованием технологий видеоконференций. Это является дополнительным вызовом для участников и руководителей семинаров. Но для проведения таких деловых игр с участниками из разных стран данный способ, помимо весомых недостатков, имеет и свои преимущества. Преимущества включают в себя то, что вы можете принять участие в игре, никуда не уезжая. Однако гораздо больше недостатков. Когда есть языковой барьер, невербальное общение становится особенно важным. Однако оно в значительной степени отсутствует при использовании видеоконференций. Культурные аспекты также упускаются из виду, а разные часовые пояса представляют проблемы. Тем самым благодаря тому, что участники показывают короткие презентации о своей стране, университете или просто своих увлечениях, барьеры и препятствия для общения разрушаются. С помощью видеоконференций в любое время можно обогатить свои знания кратким сообщением от экспертов по отдельным темам без необходимости того, чтобы они к вам приехали. Успешное совместное решение задачи позволяет разрушить предрассудки и внести вклад во взаимопонимание между народами».