1-2 марта кафедра коммуникационных технологий и связей с общественностью провела VIII Международную конференцию «Брендинг как коммуникационная технология XXI века».
Партнером выступил традиционно Европейский институт PR (Париж, Франция), а сама конференция прошла в смешанном формате. В этом году магистральная тема конференции — брендинг в сфере культуры и арт-менеджмент. Новыми партнерами стали петербургский фонд «Новой искусствознание», Ярославский художественный музей и Академия МУБиНТ (Ярославль). Конференция собрала более 100 участников из 8 стран и двух десятков российских вузов.
Проблемы брендинга в сфере искусства обсуждались на трех заседаниях – на пленарном, которое прошло в петербургской галерее «Arts Square Gallery» и на секциях «Брендинг в сфере культуры» и «Региональные практики арт-менеджмента».
Конференцию открыл доклад мэтра европейской рекламы профессора Хр. Кафтанджиева (Софийский университет, Болгария) «Брендирование и маркетинговые коммуникации музеев». С большим интересом участники заседания прослушали доклады о влиянии пандемии на сферы культуры и искусства, новые тренды и стратегии продвижения Шкелева Д.В. (художник, куратор, креативный продюсер, Санкт-Петербург), «Личность художника VS бренд художника», подготовленный доцентом СЗИ РАНХиГС Н.В. Гришаниным. М.А. Бережная (специалист ЦПКиО им. С.М. Кирова) представила кейс онлайн-фестиваля тюльпанов на Елагином острове в докладе.
На секции «Брендинг в сфере культуры и арт-менеджмент» исследователи продемонстрировали уникальные практики культурных учреждений, деятелей искусства, которые дают реальный результат. Г.Н. Боева (СПбГУПТД) отмечала значимость личности в контексте создания культурных дестинаций, обращаясь к опыту краеведа Л.Я. Лурье в создании фестиваля С.Д. Довлатова. М.Р. Алташина (СПбГЭУ) изучила смену концепции городской библиотеки, использование сторителлинга, создание маскота. А.К. Ишанова (Евразийский университет им. Л. Гумилева, Казахстан) привлекла внимание слушателей к вопросу художественно-публицистического артбрендинга в социальных сетях Казахстана. Д.А. Багдасарян (СПбГУ) выступила с докладом о создании фирменного стиля для культурного медиапроекта, функционирующего в социальных сетях. Наконец, К.В. Аксенов (СПбГЭУ) обратил внимание на новый путь, который могут и должны выбирать современные культурные учреждения на примере Библиотеки книжной графики.
Местом проведения круглого стола «Региональные практики брендинга в сфере культуры» стал Культурно-выставочный центр «Русского музея» в Ярославском художественном музее. Мероприятие было организовано Ярославским художественным музеем и Международной академией бизнеса и новых технологий (Ярославль), модератором выступил профессор этого вуза В.Н. Степанов.
Участники круглого стола — Полывяная М.И. (Ярославский художественный музей), Капустина Ю.Е. (Ярославский государственный музей-заповедник), Плишина И.С. (Музей имени В.Ю. Орлова) – рассказали о специфике брендинга ярославских музеев. Особое внимание уделили работе с группами целевой общественности и использованию технологий вовлечения в аккаунты музеев в социальных сетях, реконструкции стратегии управления «цифровым» брендингом, отдельно рассмотрели вопросы визуальной составляющей музейного медиаконтента.
Традиционно общая проблематика брендинга рассматривалась на секции «Феноменология брендинга». В работе секции естественно сложилось несколько направлений в изучении брендинга. Одно из них – рассмотрение политического и коммерческого бренда «изнутри», исходя из контента и коммуникационных технологий продвижения. Это, прежде всего, исследования челябинской школы PR и рекламы – В.В. Антроповой, К.В. Киуру и В.В. Федорова. «Внешние» тренды брендинга с точки зрения ESG-принципов бизнеса и – более широко – ESG в контексте инноваций, насколько это реализуемо и реализуется российским компаниями и в российском брендинге, представили А.В. Захарова и М.Г. Шилина.
Неотъемлемой частью конференции является дискуссионная площадка молодых исследователей. В этом году таких площадок было две – «Проектная деятельности в брендинге» и «Актуальные проблемы и технологии брендинга».
Первая площадка была организована проф. М.А. Шилиной (РЭУ им. Г.В. Плеханова, СПбГЭУ). Метод проектов сегодня, в условиях неопределенности и постоянных трансформаций, является основным подходом в брендинге. Поэтому так важно нацеливать будущих специалистов и молодых исследователей бренд-коммуникации на поиск собственных оригинальных и эффективных подходов к решению практических и научных задач. Секцию открыл Симанович Денис (ун-т IULM, Милан, Италия) с докладом Strategic Communication Projects in Europe: Unpacking trends and challenges. Ключевыми направлениями дискуссии стали новые методы проектирования. Дискуссию вызвал доклад Александры Ивановой (СПбГЭУ) «Чат-бот как инструмент брендинга: особенности проектирования в Instagram», посвященный созданию бота для частной компании. Для многих студентов конференция стала первым опытом выступления с собственным исследованием. Самой юной участницей стала второкурсница Дарья Фафенрот (СПбГЭУ), которая презентовала свой алгоритм проектирования инфоповодов для холдинга «Гинза Проджект Групп». В работе секции приняли участие около 30 человек — спикеров и слушателей из вузов Санкт-Петербурга и Москвы, а также Италии и Швейцарии.
Участниками секции «Актуальные технологии и проблемы брендинга» стали студенты профильных направлений подготовки в области рекламы, PR, гуманитарных технологий и медиакоммуникаций из Москвы, Челябинска, Санкт-Петербурга и других российских городов.
В этом году в конференции приняло участие более 30 студентов. По результатам анонимного голосования среди участников, авторами лучших докладов и презентаций на секции молодых исследователей стали Сергей Линьков (ЧелГУ) и Елизавета Борозненко (СПбГЭУ) — 1 место, София Гропянова (СПбГЭУ) — 2 место, Роман Вейсман (СПбГЭУ) — 3 место. Тематическая наполненность секции подтвердила междисциплинарную основу в исследовании брендинга как коммуникационной технологии XXI века. Модератор секции А.В. Пряхина прокомментировала работу секции: «В этом году для более эффективной работы секция транслировалась одновременно на двух платформах – zoom и you-tube, что обеспечило присутствие свыше 100 зрителей и слушателей. Можно отметить высокий практико-ориентированный уровень секционного заседания, участники обменивались мнениями и вопросами, в докладах содержались практические результаты исследований, реализованных в различных организациях, участники мероприятия аргументировали необходимость дальнейшего исследования разнообразных аспектов брендинга».