Делегация СПбГЭУ в составе проректора по цифровому развитию Сущевой Натальи Вячеславовны, начальника отдела ПЦР Русинова М.В., зам. начальника отдела ПЦР Осипова П.А., директора НОЦ ТИМ Эверта И.И. приняла участие в ежегодной конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР), которая проходила с 31 мая по 2 июня в Нижнем Новгороде.
Конференция объединила более 6000 ведущих экспертов и специалистов в области IT, представителей более 1400 технологических компаний из 73 регионов России. Среди почетных гостей и спикеров конференции были Председатель Правительства РФ Мишустин М.В., заместитель Председателя Правительства РФ Чернышенко Д.Н., министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Шадаев М.И., президент ПАО «Ростелеком» Осеевский М.Э., генеральный директор корпорации «Росатом» Лихачев А.Е., зам. генерального директора «РЖД» Чаркин Е.И. и многие другие.
Вопросы подготовки кадров к цифровой экономике и цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования стали одной из ключевых тем конференции.
Заместитель Министра Минобрнауки России Дарья Борисовна Кирьянова представила план работ по актуализации Стратегии цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования. Было отмечено, что одним из основных инструментов реализации Стратегии станет механизм взаимодействия вузов и вендоров в области льготного предоставления ПО на основе академических лицензий. Данная инициатива будет способствовать развитию технологического предпринимательства вузов — университеты, которые имеют собственные ИТ-разработки, получат возможность выступить в роли вендоров и масштабировать свои лучшие цифровые решения.
На базе ГИС СЦОС планируется создание домена «Образование: высшая школа», который будет включать типовые облачные решения для организации учебного процесса и обеспечения деятельности вуза. Также было анонсировано создание домена «Наука», в котором будет сосредоточен комплекс сервисов для ведения научных исследований и мониторинга эффективности научно-исследовательской деятельности организации.
В рамках конференции неоднократно поднимался вопрос о необходимости активного взаимодействия университетов с технологическими компаниями.
Старший управляющий директор – директор центра индустрии образования ПАО «Сбербанк» Наталья Сергеевна Журавлева представила образовательные проекты Сбера, среди которых маркетплейс образовательных курсов Edutoria, Школа 21, а также Летняя цифровая школа «Digital Summer».
Несмотря на то, что есть разные позиции относительно развития больших языковых моделей, блокчейна, NFT, а также метавселенных, вузы не могут игнорировать ускоренное развитие данных технологий. В рамках конференции делегация СПбГЭУ обсудила с руководителем Sber AR/VR lab. Максимом Козловым перспективы использования технологий AR/VR в Университете. Современное поколение «зумеров» трудно вовлечь в образовательный процесс. Уже сейчас потенциал генеративных сетей и VR-технологий для обогащения и разнообразия образовательного процесса обширен: от создания интерактивного лендингового пространства до создания полноценной метавселенной университета.
Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин рассказал о создании в регионе образовательной технологической экосистемы и ее ключевого звена — межвузовского ИТ-кампуса мирового уровня «Неймарк». ИТ-кампус станет прообразом единого вуза, единым брендом нижегородского ИТ-образования, где будет осуществляться подготовка полного спектра специалистов для ИТ-компаний.
Ректор ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева» Сергей Дмитриев анонсировал создание новой платформы Edtech.market совместно с Министерством цифрового развития и связи Нижегородской области, АО «Газпромбанк» и другими партнерами. СПбГЭУ обязательно будет рассматривать возможность сотрудничества в рамках данного проекта.
В рамках конференции ЦИПР 2023 на площадке НГТУ было проведено рабочее совещание представителей Минобрнауки России, IT-руководителей организаций высшего образования, представителей организаций — вендоров при участии делегации СПбГЭУ. Участники обсудили основные барьеры и риски, а также определили основные приоритетные направления цифрового развития отрасли науки и высшего образования.