11 и 18 марта в рамках ежегодного Празднования Всемирного дня прав потребителей состоялись организованные кафедрой Торгового дела и товароведения в формате видеоконференции встречи студентов направлений подготовки «Товароведение» и «Торговое дело» с директором ведущей экспертной организации Санкт-Петербурга — Фонда «Центр независимой потребительской экспертизы» Козьяковой Еленой Борисовной и заместителем директора Ассоциации региональных общественных организаций по защите прав потребителей «Выбор потребителя» Сироткиной Аллой Алексеевной.
Об истории и целях празднования Всемирного дня прав потребителей, а также о нововведениях в законопроекты РФ о правах потребителей рассказали директор ведущей экспертной организации Санкт-Петербурга — Фонда «Центр независимой потребительской экспертизы» Козьякова Елена Борисовна и заместитель директора Ассоциации региональных общественных организаций по защите прав потребителей «Выбор потребителя» Сироткина Алла Алексеевна.
История празднования Всемирного Дня прав потребителей имеет истоки в далеком 1961 году, когда Джон Кеннеди произнес речь в Конгрессе США, где он впервые охарактеризовал понятие «потребитель». Произошло это 15 марта, когда Президент США назвал 6 основных прав потребителей: право на информацию; право на безопасность; право на выбор; право быть услышанным; право на возмещение ущерба; право на потребительское образование.
В условиях рыночных отношений позиции потребителя слабы, он не имеет специальных знаний и не может отстаивать свои права в одиночку, поэтому для реализации перечисленных прав должна быть обеспечена помощь государства.
Список прав потребителей позже был дополнен Международной организацией потребителей — CI (Consumers International): право на удовлетворение базовых потребностей; право на здоровую окружающую среду.
Каждое государство обеспечивает защиту прав потребителей на законодательном уровне. В нашей стране эту задачу призван решать Закон о защите прав потребителей, принятый 07.02.1992 №2300-1, и Гражданский кодекс Российской Федерации.
Впервые День прав потребителей был отмечен 15 марта 1983 года, когда он был закреплен в международном календаре праздничных дат, но официально начало ему положено в 1996 году, когда РФ вступила в Международную Федерацию потребительских организаций.
Ежегодно Международная организация потребителей — CI (Consumers International) в преддверии Всемирного дня прав потребителей объявляет его девиз на следующий год. Девиз Всемирного дня прав потребителей в этом 2021 году «Решить проблему пластикового загрязнения планеты».
Реализация всех мероприятий по тематике этого года будет способствовать повышению осведомленности и привлечению потребителей к принятию более экологичных решений при покупке товаров.
По данным Международной экологической организации 100 000 морских млекопитающих и черепах и 1 млн. морских птиц погибают каждый год от загрязнения морской воды пластиком. Российское законодательство о защите прав потребителей закрепляет право потребителя на то, чтобы товар (услуга) при его использовании, хранении, транспортировке и утилизации был безопасен не только для жизни и здоровья потребителей, но и окружающей среды.
Для реализации перечисленных прав потребителей, закрепленных в Законе РФ о защите прав потребителей, необходима профессиональная работа по разработке документов, механизмов, исключающих нарушения прав потребителей. Именно это и является задачей экспертов-товароведов в их работе на потребительском рынке.
Уполномоченной организацией, контролирующей защиту прав потребителей в нашей стране, является Роспотребнадзор. В этом году Роспотребнадзор подготовил поправки в Закон о защите прав потребителей. Они предполагают следующие изменения.
Во-первых, отмену ограничений прав потребителей в жилищной сфере, на транспорте и в области связи (Раньше предписывалось использовать нормы Гражданского Кодекса РФ).
Во-вторых, вносится блок поправок для установления таких категорий, как срок службы и гарантийный срок.
В–третьих, законопроект запрещает устанавливать гарантийный срок короче 1 года.
В-четвертых, законопроект обязывает предоставлять информацию об электронных контактах продавца или исполнителя и адресе для направления претензий.
В-пятых, предложены преграды для неправомерного взыскания в судах штрафов недобросовестными юристами.
Предлагается законодательно ограничить неустойку за просрочку исполнения законных требований потребителей.
Таким образом, с введением новых поправок в Закон о защите прав потребителей, ситуация на рынке потребительских товаров и услуг в стране станет более комфортной как для потребителей, так и для продавцов.
Ежегодно, к Всемирному Дню прав потребителей потребительские общественные организации РФ также вносят свои предложения.
Так, например, в 2021 году в целях снижения негативных последствий из-за экономических сложностей, вызванных пандемией коронавируса, предлагается: — семьям, в которых понизился реальный доход, предоставить государственные субсидии на питание; — стимулировать развитие продуктовой благотворительности; — ввести обязательное лекарственное страхование граждан с низкими доходами; — создавать механизмы льготного кредитования для семей, попавших в сложную жизненную ситуацию (болезнь, потеря трудоспособности, смерть кормильца и т.д.).
Реализуя Девиз Всемирного дня потребителей в 2021 году, потребительские общественные организации РФ выступают с предложением к розничным торговым сетям организовать прием пустых пластиковых бутылок в обмен на полные бутылки.
Таким образом, ежегодное празднование Всемирного Дня прав потребителей стимулирует субъекты власти и бизнеса принимать передовые и ответственные решения в области развития отечественного потребительского рынка, предлагать как изменения в законодательстве, так и конкретные механизмы улучшения материального положения потребителей.
Кафедра Торгового дела и товароведения выражает искреннюю благодарность своим деловым партнерам и надеется на дальнейшую плодотворную работу!