Рекомендации по дистанционной работе для преподавателей

Рекомендации для преподавателей, реализующих учебный процесс с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в группах, имеющих лиц с инвалидностью и ОВЗ

Общие сведения и рекомендации

Обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в дистанционном режиме происходит по той же образовательной программе, в том числе адаптированной, которая применялась при очном посещении занятий. Тематических содержательных модификацией по учебным предметам в рамках образовательной программы при ее применении в дистанционном формате не требуется, но используются специальные образовательные условия, режимы и алгоритмы обучения, которые подходят именно для дистанционного обучения. Кроме того, возможно проведение отдельных индивидуальных консультаций в рамках образовательной программы, позволяющие обучающимся успешно и быстро освоить требуемые информационные технологии.

Использование дистанционных образовательных технологий может быть как кратковременным (например, при болезни, прохождении санаторного лечения, проведении медицинских процедур, реабилитации), так и на протяжении всего периода прохождения программы.

В любом случае главная задача – это обеспечение полной доступности учебных материалов и осуществление обратной связи со студентом, учёт особенностей ограничений здоровья обучающегося. Поэтому, при необходимости, для каждого обучающегося совместно с тьютором, психологом и др. специалистами Центра обучения инвалидов (возможно с участием родителей или лиц их замещающих), рекомендуется составить план освоения дисциплины в соответствии с его индивидуальными особенностями здоровья и образовательными потребностями.

Очень часто студентам с инвалидностью и ОВЗ требуется больше времени на освоение материала или на подготовку ответа. В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена возможность увеличения времени и освоения учебной программы, и времени на подготовку и сдачу экзаменов и зачетов. При дистанционной форме обучения это возможно учесть следующим образом. Например, тест предусматривает ограничение на ответы в 30 минут. Для студентов-инвалидов можно открыть этот тест с временным ограничением в 45 минут или разбить данный тест на два, каждый на 20 минут. При этом информация об этом может оставаться конфиденциальной.

Можно изменить структуру контрольной работы, например:

  • увеличить количество закрытых тестов, уменьшив число открытых тестов;
  • уменьшить количество задач, увеличив число тестов, оставив общее время работы без изменения.

Так как изменение структуры работы предполагает использование одной и той же базы вопросов, то проверяются те же знания и умения, что и у других студентов, необходимо учитывать только особенности восприятия и трансформации информации.

Основным фактором выбора подхода к обучению студента с инвалидностью и ОВЗ является максимальное использование ведущего для него способа восприятия учебной информации (зрительного, слухового, тактильного), то есть студенты должны быть обеспечены учебными материалами в наиболее удобной для них форме:

для лиц с нарушениями зрения:

  • в форме электронного документа;
  • в форме аудиофайла;

для лиц с нарушениями слуха:

  • в форме электронного документа;
  • в форме видеофайла (при условии сопровождения титрами или сурдопереводом);

для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

  • в форме электронного документа;
  • в форме аудио- или видеофайла.

Рекомендации по обучению лиц с нарушениями зрения

В настоящее время в СПбГЭУ не обучаются слепые студенты, но обучаются слабовидящие.

Обучающиеся с нарушением зрения способны оперативно получать информацию, осуществляя самостоятельно ее поиск в сети Интернет или на электронных носителях, используя современные приложения на телефоне или других устройствах. Благодаря появившейся возможности сканирования плоскопечатных текстов, обучающийся с проблемами зрения в течение нескольких часов может получить в электронном виде практически любой учебник по гуманитарным предметам, естественно-научным дисциплинам. При этом может возникнуть сложность распознавания при сканировании и представления математических формул, однако и эта техническая проблема во многом решена на некоторых ресурсах. Для построения графиков и геометрических фигур учениками с нарушениями зрения применяется специальный конструктор и наборы брайлевских линеек и транспортиров с миллиметровой и сантиметровой рельефными шкалами.

Центр обучения инвалидов может оказать содействие в распечатке материала рельефно-точечным шрифтом Брайля, благодаря договору с библиотекой для слепых и договору с ресурсным учебно-методическим центром по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ.

Компьютер, оснащенный специальным программным обеспечением, обучающемуся с нарушением зрения рекомендуется иметь дома.

Существенно облегчает образовательный процесс обучающегося с нарушением зрения диктофон с флеш-памятью. С его помощью обучающийся с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья может накапливать на компьютере учебный материал в цифровом формате, быстро его находить и обрабатывать. В результате студент с нарушением зрения становится независимее и активнее включается в образовательный процесс.

Для слабовидящих существуют и программные возможности самого компьютера — специальные возможности.

Для учащихся с небольшой степенью слабовидения это может стать альтернативой дорогостоящему оборудованию. Например, в системе MOODLE существует блок специальных возможностей, позволяющий изменить яркость текста, изменить или увеличить шрифт, прослушать текст и т.д.

Ниже приводится видеоинструкция для преподавателей по включению блока специальных возможностей MOODLE в курс дисциплины.

Для успешного обучения студентов с нарушением зрения необходимо вводить в учебный процесс адекватные структуре дефекта обучающегося специальные приемы и методы обучения, частные предметные методики.

Существует две формы представления учебных материалов в электронной форме в процессе обучения слепых и слабовидящих: в виде текстовых документов и программных оболочек.

Текстовые документы можно читать с экрана компьютера (увеличив, если требуется, размер шрифта), распечатать на бумаге (в том числе и по системе Брайля), прослушать с помощью синтезатора речи или прочитать на тактильном дисплее. Преимуществом такой формы обучения является то, что материал легко доступен (можно найти в интернете, отсканировать).

Программные оболочки представляют собой пакеты программ, обеспечивающие интерактивное взаимодействие студента с содержащимся в них материалом. Как правило, они ориентированы на конкретный предмет и содержат как фактический материал по данному предмету, так и иллюстративный (например, демонстрации опытов). Кроме того, оболочки содержат тестовый блок, позволяющий оценивать уровень знаний студента. Этими программами могут пользоваться слабовидящие или обучающиеся с остаточным зрением, укрупняя изображение, как средствами операционной системы, так и их внутренними средствами. К сожалению, работа со средствами экранного доступа для тотально слепых затруднена из-за обилия графических изображений.

Дистанционная форма занятий позволяет учесть особенности восприятия студентов с проблемами зрения, но требует дополнительной подготовки:

  • Во-первых, занятие желательно разбить на временные промежутки с перерывами, включающими смену вида деятельности. Это возможно при самостоятельном изучении электронного образовательного ресурса по дисциплине, а также наличии видеозаписи занятий.
  • Во-вторых, для привлечения (и удержания) внимания слабовидящих студентов рекомендуется широкое применение наглядных средств обучения. Эти наглядные пособия необходимо подготовить заблаговременно, при подготовке к занятиям.
  • В-третьих, для развития произвольного внимания целесообразно использовать средства определенного уровня абстрактности — схемы, диаграммы, таблицы.

Преподаватель должен быть готов к тому, что срок прохождения дисциплины (или отдельных её частей) с использованием ДОТ придется увеличить, потребуется изменение форм представления учебного материала, создание учебно-познавательной среды, интенсифицирующей процесс развития самостоятельной учебно-познавательной деятельности; широкое использование цифровых образовательных ресурсов.

Кроме того, при организации дистанционного обучения преподавателю желательно предусмотреть:

  • электронный вариант для индивидуального просмотра на компьютере, в ходе лекций такую информацию важно прочитывать вслух.
  • возможность дублирования информации с использованием разных ресурсов. Например, задания размещаются на образовательной платформе образовательной организации и дублируются по электронной почте, в WhatsApp и т.д.;
  • дополнительное время на выполнение заданий;
  • организацию предварительной связи (по телефону, в чате WhatsApp) перед началом проведения занятий (за 20 минут) в случае онлайн-занятий, требующих присутствия в строго определенное время.

Речь преподавателя должна быть выразительной и точной, необходимо проговаривать все, что он делает.

Рекомендации по обучению лиц с нарушениями слуха

При организации образовательного процесса с применением ДОТ для обучающихся с нарушением слуха (слабослышащих) необходимо учитывать, что слуховая недостаточность затрудняет речевое и частично интеллектуальное развитие, но при этом у таких студентов сохраняется способность к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи остаточного слуха. Речь слабослышащего обычно отличается рядом существенных недостатков, которые могут затруднять учебный процесс, а также процесс усвоения сложного для понимания материала.

Также необходимо учитывать ряд личностных особенностей слабослышащих, влияющих на процесс их образования:

  1. У обучающихся с нарушением слуха гораздо большее значение, чем в норме, имеют зрительные раздражители, так как основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрение. Восприятие словесной речи посредством считывания с губ требует полной сосредоточенности на лице говорящего человека, поэтому преподаватель не может отходить от компьютера, поворачиваться спиной и т.п.
  2. Продуктивность внимания у обучающихся с нарушенным слухом в большей степени зависит от изобразительных качеств воспринимаемого материала. Чем они выразительнее, тем легче обучающимся с нарушенным слухом выделить информативные признаки предмета или явления, поэтому при подготовке лекций, например, необходимо включать больше примеров, иллюстративный материал и т.д.
  3. Обучающиеся с нарушенным слухом нуждаются в большей степени в использовании разнообразного наглядного материала в процессе обучения. Сложные для понимания темы должны быть снабжены как можно большим количеством схем, диаграмм, рисунков, компьютерных презентаций и тому подобным наглядным материалом.
  4. Процесс запоминания у обучающихся с нарушенным слухом во многом опосредуется деятельностью по анализу воспринимаемых объектов, то есть по соотнесению нового материала с усвоенным ранее материалом. И в то же время специфические особенности зрительного восприятия слабослышащих влияют на эффективность их образной памяти — в окружающих предметах и явлениях они часто выделяют несущественные признаки. В процессе образования это качество обучающихся с нарушенным слухом может приводить к тому, что некоторые основные понятия изучаемого материала должны будут объясняться особо, что требует дополнительного учебного времени.

Обязательным направлением деятельности при организации обучения лиц с нарушением слуха в дистанционном формате выступает процесс сопровождения (тьютора, психолога, социального педагога).

Дополнительные рекомендации для преподавателей:

  1. При чтении лекций: с целью получения обучающимися с нарушенным слухом информации в полном объеме звуковую информацию нужно обязательно дублировать видеоматериалами (слайдами, презентациями, видеофильмами) и/или печатным материалом.
  2. При любой форме занятий надо использовать видеоматериалы, поскольку они играют особую роль в обучении студентов с нарушенным слухом. Видеоматериалы особенно помогают в изучении процессов и явлений, поддающихся видеозаписи.
  3. Для изображения не поддающихся видеозаписи процессов и явлений, различных динамических моделей, необходимо использовать другие средства иллюстрации материала и удержания внимания, например, анимацию. Очень хорошо сопровождать анимацию гиперссылками, комментирующими отдельные компоненты изображения.
  4. При большой потере слуха у обучающихся предъявляемую видеоинформацию желательно сопровождать текстовой бегущей строкой или сурдологическим переводом. (Для создания субтитров можно использовать возможности ресурса YouTube).
  5. Эффективно для данной группы обучающихся использовать компьютерные модели и конструкторы, компьютерные лабораторные практикумы.
  6. Некоторые слабослышащие обучающиеся могут воспринимать отдельные звуки неправильно. В этом случае при записи онлайн-уроков, проведении онлайн-конференций лектору следует говорить немного громче и более четко, короткими, простыми фразами, сразу же объясняя новую терминологию.
  7. Стоит избегать многозначные слова и выражения, слова и выражения с двойным смыслом, слова – обобщения, сложные и недоступные для понимания термины.
  8. Данной категории студентов требуется постоянно закреплять глоссарий, поэтому необходимо включать тестирование, диктанты и т.п., позволяющие проверить остаточные знания студентов определений, формул, формулировок.

Рекомендации по обучению лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Практика обучения лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) в дистанционном режиме должна выстраиваться на основе учета их индивидуальных возможностей и вероятных психофизиологических дисфункций первичного и вторичного характера. Следует иметь в виду, что при НОДА часто наблюдаются сочетанные и множественные нарушения развития (зрительные и слуховые патологии, речевые расстройства, недоразвитие/нарушение или утрата двигательных функций, нарушение интеллекта и др.), которые также необходимо учитывать при апробации дистанционного формата получения образования.

Базовыми педагогическими принципами при работе, в том числе с использованием ДОТ, с обучающимися данной нозологической группы в удаленном формате выступают:

  • Ориентация предъявляемых заданий и формы их выполнения под индивидуальные особенности обучающихся. В ситуации НОДА (особенно в условиях сочетания ограниченности передвижения и парализации верхних конечностей, либо сопутствующих речевых, зрительных, слуховых, интеллектуальных патологиях либо иных органических дисфункций) преподавателю следует консультироваться с тьютором, самим обучающимся с нарушением ОДА, его родителями о возможных в рамках дистанционного обучения вариантах адаптации способов выполнения требуемых заданий;
  • Сегментация общего содержания занятия на отдельные блоки или модули. У обучающихся с НОДа могут возникать сложности, связанные с качественной обработкой и модуляцией воспринимаемой информации, что требует от преподавателя построения логически точного образовательного маршрута для данной категории обучающихся. Использование ДОТ обучения также должно опираться на размещение учебного материала в рамках онлайн-платформы по определенным секциям и четко обозначенными разделам (модулям), доступным для оперативного поиска и пользования всеми субъектами обучения;
  • Внедрение кейсовых практик в дистанционную систему обучения, позволяющим избежать формирования мозаичности мышления, опора преподавателя на практико-ориентированные примеры. Эти особенности позволяют развить данной категории обучающихся требуемые жизненные компетенции, необходимые для последующих успешной социальной адаптации как основы преемственной инклюзии в социум;
  • Учет необходимости релаксации в ходе организации учебной деятельности в дистанционном формате. Распространенной особенностью обучающихся с НОДА является их быстрая и повышенная утомляемость при выполнении какого-либо однообразного вида деятельности. При очном контакте с обучающимися такая утомляемость может наступить через 35-45 минут, при дистанционном обучении временные рамки наступления астенического синдрома сокращаются. Эта проблема решается при наличии видео-записей занятий, электронных образовательных ресурсов по дисциплине, которые обучающийся может изучать самостоятельно, в требуемом для него темпе;
  • Персонификация образовательной деятельности. Лица, имеющие НОДА, могут впадать в депрессию, когда отсутствуют стимулы для обучения, кроме того у них часто недостаточно сформированы навыки самоорганизации, требуемые при дистанционном образовании. В данном случае преподавателю необходимо оказывать моральную поддержку обучающемуся, мотивировать его к выполнению требуемых видов деятельности, постараться разнообразить занятия. Для психологической поддержки и настроя на обучение студента-инвалида можно в сотрудничестве с тьютором и психологом, включать в обучение творческий элемент, например, предложить подготовить доклад и выступить с ним на видео-конференции или на занятии перед своей группой;
  • Опора на сохранные сигнальные системы восприятия информации. При сопутствующих НОДА патологиях зрительного и/или слухового характера педагогу следует учитывать индивидуальные возможности обучающегося при восприятии и дальнейшей обработке информации и адаптировать образовательный контент в видео- и аудио- формат;
  • Опора на элементы семиотической коммуникации. При сочетанных нарушениях ОДА и тяжелых речевых патологиях в ситуации отсутствия непосредственного контакта с обучающимся актуализируется вопрос поддержания преподавателем невербальных форм коммуникации с ним. При наличии визуального контакта через использование видеосвязи следует придерживаться открытых жестов и поз, демонстрирующих психосоциальное принятие обучающегося. Кроме того, могут быть применены различные онлайн-символы (например, смайлы, поднятая рука);
  • Поэтапная операционализация действий и их демонстрация.

Не все студенты данной группы могут качественно освоить и использовать в полной мере возможности различных онлайн платформ. Поэтому преподавателю следует заранее подготовить четкую пошаговую инструкцию о выполнении действий, знать какие проблемы могут возникнуть и продемонстрировать способы их решения;

  • Активная опора на технико-сервисную модель обучения, которая предполагает использование вспомогательных технических средств и инструментов обучения (специальные «мягкие» компьютерные мыши, клавиатуры с увеличенными кнопками, программное обеспечение для голосового ввода текста и т.д.). Особенно актуален этот принцип при работе с обучающимися, имеющими гиперкинезы и сложности с мелкой моторикой рук.

Рекомендации для преподавателей по включению в электронный курс блока специальных возможностей