Комментарий Александра Дмитриева, доцента факультета бизнеса, таможенного дела и экономической безопасности СПбГЭУ в материале «Ведомости.Санкт-Петербург».
Если «Транснефть» перестанет поставлять в порт нефть, то его можно просто законсервировать
Если с нами начнут работать ключевые страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в конце года общее падение грузооборота нефтепродуктов составит не более 40%
Главы государств и правительств стран Евросоюза 30 мая согласовали шестой пакет санкций против России, в который входит запрет на закупку нефти и импорт нефтепродуктов. В течение полугода Европа должна будет отказаться от танкерных поставок нефти, а через восемь месяцев – от закупок нефтепродуктов.
Согласно данным Администрации морских портов Балтийского моря, грузооборот нефтепродуктов за I квартал 2022 г. у морского порта Санкт-Петербурга вырос на 2%, а порта в Приморске – на 1%, в то время как за этот же период грузооборот нефтепродуктов порта в Усть-Луге упал на 4%, а в Высоцке – на 1%.
Если говорить о грузообороте нефти, то Приморск продемонстрировал рост на 27%, а Усть-Луга – 47%. Данные за апрель и май были бы более показательными (в настоящий момент статистики по этим месяцам нет), однако очевидно, что на фоне нестабильности рынка импортеры нефти делали запасы, с чем и связаны такие показатели.
Следует отметить, что в свете ограничений на покупку российской нефти больше всего рискам подвержен порт Приморск, поскольку он специализируется исключительно на нефти и нефтепродуктах. За I квартал этого года порт перегрузил 14,8 млн т нефти и нефтепродуктов. Большой порт Санкт-Петербурга и другие порты Ленинградской области универсальные – при негативном сценарии они могут реструктуризировать свои потоки и в течение одного-двух лет переориентировать мощности, нарастить объемы альтернативных видов грузов. Приморск же такой возможности не имеет. Если «Транснефть» перестанет поставлять в порт нефть, то его можно просто законсервировать. При этом данный порт с развитой современной инфраструктурой уникален в своем роде. Думаю, что при негативном развитии событий возможно будет перенаправить все поставки нефти и нефтепродуктов в Приморск, при условии, что другие порты будут диверсифицировать свои мощности, поскольку они имеют такую возможность. Но для этого нужны соответствующие решения исполнительной власти федерального уровня.
Сейчас все будет зависеть от того, смогут ли экспортеры нефти в ближайшие полгода найти новые стабильные рынки сбыта. Если говорить о потенциальных импортерах, то одними из главных покупателей могут стать страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). С точки зрения транспортировки поставлять нефть в эти страны было бы выгоднее трубопроводным транспортом, однако существующие трубопроводные системы просто не справятся с такими объемами. Перевозка нефти в страны АТР из портов Ленинградской области может стать альтернативой. Конечно, в этом случае транспортное плечо существенно увеличится: если раньше основные маршруты экспортеров нефти из портов Ленинградской области составляли до 2 000 морских миль, то чтобы доставить груз на рынки АТР нужно пройти 12 000– 15 000 морских миль. Разумеется, это приводит к увеличению сроков доставки и стоимости перевозок. Но в данной ситуации спасает то, что водные перевозки являются самыми дешевыми, поэтому при условии поставок больших партий (караванами судов) большие расстояния на конечной стоимости нефти сильно не отразятся. Совокупные логистические издержки могут подрасти максимум на 20%. Отмечу, что в данной ситуации нам бы очень пригодился Северный морской путь (СМП), о развитии которого говорят на всех уровнях уже более десяти лет. Если бы мы имели развитый СМП с опорными портами, сами строили танкеры ледового класса типа Arc5 или Arc7, то время доставки нефти по северному маршруту в страны АТР существенно бы сократилось.
Несмотря на эти сложности, полагаю, что сегодня ключевые игроки АТР могут начать с нами работать. Поэтому в конце года, по моей оценке, общее падение грузооборота нефтепродуктов составит не более 40%. Как минимум потому, что энергоресурсы нужны всем.