Юбилейное интервью с доктором филологических наук, профессором, заведующим кафедрой коммуникационных технологий и связей с общественностью Санкт-Петербургского государственного экономического университета, одним из основателей Петербургской школы PR Алексеем Дмитриевичем Кривоносовым.
Мы говорим, Петербургская школа PR – подразумеваем Кривоносов. Говорим Кривоносов – подразумеваем Петербургская школа PR. Но эта единственная в России, уникальная даже по мировым меркам школа пиарологии – лишь один из проектов в насыщенной биографии профессора. Классический учебник по основам PR в редакции Алексея Дмитриевича Кривоносова цитируется больше 500 раз, много лет именно у него – один из самых высоких персональных индексов цитирования среди российских исследователей PR.
Первая же серьезная научная работа – кандидатская диссертация по истории русского ударения в almamater, на филфаке СПбГУ, – стала знаковой. Интерес к ударению в русском языке – свободному и динамическому, исследование проблематики abovo, с фундаментальных основ, сам выбор этой темы, ударной во всех смыслах для культуры русской речи, как и мастерство выделять и акцентировать верное, нужное и главное не только в слове, в тексте, в науке и вне ее, весьма символичны для жизни «по профессору Кривоносову».
– Алексей Дмитриевич, буквально вся Ваша жизнь связана с академической работой. В детстве Вы приходили читать в библиотеку Академии наук – к работавшим там маме и бабушке, потом как исследователь. По образованию Вы – филолог-русист. Кандидатская диссертация по истории русского ударения стала первым акцентом, который формировал Вашу «стилистическую особость» как ученого?
– В университете, поскольку специальность моя «русский язык как иностранный», я осваивал несколько языков – французский, испанский, польский, английский (сегодня у меня еще итальянский, школьный немецкий, немного голландский, португальский), ходил на все факультативы, а по-настоящему увлекся древнерусским. Моим научным наставником, Учителем стал известнейший филолог-славист, человек энциклопедического склада ума, профессор Владимир Викторович Колесов. Благодарен ему за серьезную научную школу. Когда работал над кандидатской диссертацией, пропадал в Публичной библиотеке: исследование старорусских рукописей оказалась весьма непростым и трудоемким. Но именно благодаря этой скрупулезной работе, фундаментальной подготовке к исследованию я тогда понял и прочувствовал, как в массиве текстов вдруг начинает проявляться структура, форма, возникают гипотезы и идеи, формируется типология. В целом это дало возможность слышать и улавливать нюансы речи, тоньше понимать язык и людей.
– Работая в университете, Вы сразу заявили о себе не только как исследователе, но и серьезном методисте. Вы создали и проверили на разных площадках, не только академических, в России и за рубежом (Ваше пособие «Знаю и люблю русский глагол» выдержало 10 изданий), оригинальную систему преподавания русского языка, но вдруг перешли на журфак, на кафедру теории речевой деятельности и языка массовой коммуникации.
– Я понял, что долго не выдержу в методических «оковах» русского языка для абитуриентов. На факультете журналистики, чтобы читать «Основы русской грамматики», пришлось создавать новую методологию, но медиа действительно оказались для меня новым направлением.
Мне всегда хотелось найти свое направление в науке, которое было бы интересно развивать. Тогда, с перестройкой, в принципе, начинались серьезные изменения, как известно, не только в академии — и практики стали радикально меняться. Медиа оказались на гребне изменений. В 1989 году мне попалась книжка английского пиармена Сэма Блэка, которая оказалась слишком далекой от наших реалий. Кстати, «винтажного» Блэка до сего дня почему-то в официальных академических управленческих структурах в России считают самым значительным автором!
– Видимо, так проще не замечать реальных изменений в жизни и в науке и не менее значительных российских авторов. Как же Вы пришли к пиарологии?
– В 1987-м случайно купил и прочитал «PR для менеджеров и маркетеров» И.В. Алешиной – и книга показалась интересной. А в 1999-м декан журфака Марина Анатольевна Шишкина предложила мне работу на кафедре общественных связей и рекламы (я тогда вел курс по деловому общению). Она, можно сказать, неожиданно и быстро вывела меня на верную дорогу в исследованиях связей с общественностью и стала и моим научным наставником.
Марина Шишкина – человек, который точно чувствует, и создает, и продвигает новое в российском PR: создала одну из первых в России кафедру PR на журфаке, провела официальную регистрацию профессии, развивала как президент Российскую ассоциацию по связям с общественностью. С ее системной работы по теории PR на рубеже веков, можно сказать, началась теория связей с общественностью в России.
– Ваша докторская диссертация, посвященная PR-текстам, не менее значима для истории и теории пиарологии. Каюсь, наши с Вами прошлые научные споры спустя десять лет после первого издания Вашей книги в 2001 году о невозможности применения методологии медиатекстов к текстам PR, были ошибкой неофита: в начале нулевых просто было мало текстов PR для анализа…
– Конечно, сегодня – с приходом digital – материалов для исследования становится все больше. И за минувшие двадцать лет сформировался большой коллектив петербургских ученых и вузовских преподавателей, которых можно отнести к научной школе PR.
– Петербургская школа PR – единственная научная школа в России, да и в мировой практике подобных школ сегодня нет. Начавшись с объединения творческого потенциала ученых трех вузов – СПбГУ, ЛЭТИ и РАНХиГС, сегодня это пул ведущих ученых вузов всего Петербурга. Профессор Шишкина отошла от академической работы. Что для Вас как одного из основателей – и лидера исследователей пиарологии – представляется фундаментом петербургской школы?
– Школа – единый коллектив ученых, которые не просто постоянно исследуют российский PR, а я бы даже сказал, изобретают, критикуют и фантазируют! Нас объединяет общий теоретический фундамент, взгляд на субъектно-объектную сферу, общая терминология, наконец. Мы стараемся отстаивать и особость PR в теоретических баталиях с маркетологами и рекламистами. «Чистый» PR существует!
И, конечно, Школа – это не просто коллеги, но и товарищи. Нас в СПбГЭУ сложилась система научных конференций: ежегодно мы в СПбГЭУ обсуждаем коммуникационные проблемы брендинга, в самых разных ракурсах – от лингвистики до политики. Совместно с коллегами из Европейского института PR, благодаря профессору Татьяне Лебедевой, уже несколько лет организуем конференции международные.
Школа – это ученики, не только студенты, но аспиранты, докторанты. Несмотря на то, что они занимаются PR по существу, исследования проводят в смежных областях – журналистике, теории языка, рекламе, поскольку научной специальности по пиарологии в России нет. Ученики, конечно, продолжают традиции школы, но их не так много, как хотелось бы, и из выпущенных семи кандидатов наук, увы, не все работают по специальности и занимаются наукой.
В целом, как человек объективный, могу сказать, что нашу науку, пиарологию, надо защищать. Например, если вижу, что в исследовании нет ничего нового, всегда прямо говорю об этом и пишу. Поэтому, видимо, у меня репутация достаточно жесткого человека. В публичных профессиях вообще постоянно идет «размывание» и «замыливание», когда каждый мнит себя специалистом.
– С PR и пиарологией в России действительно проблемы. А как изменилась коммуникация и образование в пандемию?
– Очевидно, что коммуникация изменилась: мы стали, как мне кажется, намного ближе, несмотря на дистант. Для вуза дистант оказался испытанием, во многом потому, что сложно объективно оценивать результаты, особенно в воспитательной работе. Но студенты становятся более самостоятельными. А коллеги, кстати, более дисциплинированными!
Цифровизация в любом случае неизбежна. И когда традиционный день кафедры, который обычно проводим ярко, театрализованно, прошел в зуме, это было интересно. Особенно, если учесть, что на курсе двести человек.
Да, сегодня появились новые профессии, к примеру продюсер новостей, востребована работа с эмоциональным и искусственным интеллектом, а значит, нужно понимать, как формировать эти навыки. Я уверен: университет должен поддерживать желание учиться и дать умение учиться. Дать образ мысли, образ существования.
– Молодая смена растет! Так что не могу согласиться с Вами, что последователей у Петербургской школы PR не так много. Да и Ваши известные ученики — а в России никто не может похвалиться тем, что подготовил трех докторов наук по рекламе и PR — известные, яркие исследователи и педагоги, работают в науке и преподают, заведуют кафедрами, открывают новые направления, выигрывают гранты, словом, меняют научно-исследовательский и образовательный ландшафт по всей России, от Ярославля до Челябинска и Омска!
– С моими бывшими докторантами, а теперь известными профессорами, мы всегда на связи.
Профессор Валентин Степанов из Ярославля публикует всегда тонкие, точные и интересные монографии, часто участвует в международных проектах. Профессор Челябинского университета Константин Киуру – мой постоянный соавтор, мы много работаем в сфере методологии. Елена Кармалова из Омска теперь в прямом смысле слова «действительный член» Петербургской школы PR, поскольку работает профессором на нашей кафедре.
– Кафедра коммуникационных технологий и связей с общественностью, которую Вы, проработав завкафедрой в классическом университете, на журфаке СПбГУ, создали практически «с нуля» в вузе экономическом, в 2019 году отметила десятилетний юбилей.
– Я пришел в тогдашний Финэк через год после открытия там кафедры. Мы прошли непростой, но интересный путь. Радует, что на кафедре молодой коллектив, магистры и студены рано включаются в науку; радует, что рядом работают бывшие ученики-студенты. Есть хороший пул практиков и коллег, которые преданы второе десятилетие нашей кафедре. Кстати, три преподавателя даже сменили прописку – приехали к нам работать из других городов. В 2020 г. кафедра выросла: к нам присоединили кафедру психологии и педагогики. Сейчас на кафедре пять докторов наук и профессоров, они все специалисты по рекламе и PR, что для российских вузов большая редкость. Я стараюсь внимательно подходить к отбору коллег. И, честно говоря, счастлив, что работаю на этой кафедре, где меня окружают единомышленники.
– Что такое «профессор PR» в современном российском вузе?
– Профессор сегодня – это не только инициатор чего-то нового в науке, это, прежде всего, человек не-банальный, не-спокойный, не-равнодушный. Думаю, надо быть и здоровым эгоистом – чтобы заниматься тем, что интересно тебе, а значит, только тогда будет интересно и другим.
Если раньше, в классическом понимании, профессор считался человеком не от мира сего, к которому студент мог подойти в исключительном случае, то сейчас, думаю, коммуникации настолько открыты, что каждый студент вполне может быть с профессором на одной волне. Без панибратства, конечно.
Студенческая жизнь мотивирует все время быть в тонусе! И на наших ребят можно положиться в любой ситуации, не только в аудитории. И как раз настоящий профессор тот, кто не только наставник, старший товарищ в университете, но и учитель по жизни. Ведь профессор – это всегда личность. (Впрочем, теперь принято еще добавлять, личность неординарная.) Мы, к примеру, много лет дружим с нашим выпускником Кириллом Александровым, который возглавляет отдел стратегических коммуникаций университета ИТМО. Кстати, практически весь отдел стратегических коммуникаций там – мои выпускники.
– Петербургских выпускников, замечу, сразу отличишь везде: Ольга Скобеева, Антон Подковенко, Салима Зариф, не говоря уж о такой знаковой для российского PR фигуре, как Андрей Баранников …
– Ну, не всех этих журналистов я учил в университете, хотя, честно говоря, наших выпускников журфака на телеэкране «декодирую» сразу. Петербург – действительно место силы, как ни обыденно теперь это звучит. Хотя и люблю множество городов, тот же Париж, но жизнь в другом городе себе не представляю. Это мой город – с особой аурой, душой и историей.
– История в некотором роде Ваше хобби: в Вашей коллекции – исторические карты городов, бюсты пассионариев разных времен и народов. Наполеон, Ленин, Че Гевара … Что значит этот «акцент» в Вашей жизни? Увлеченность помогает в работе? Ваши коллеги говорят, что это важная черта Вашего характера.
– Уверен, что пассионарность, увлеченность обязательна для преподавателя. Тем более, если ты готовишь будущих специалистов по связям с общественностью.
– Вы преподаете, ведете за собой кафедру, Петербургскую школу PR, множество проектов, читаете лекции в России, СНГ, за рубежом, проводите конференции, издаете книги, растите научную смену. Как Ваша семья выдерживает такой темп?
– Моя жена филолог, тоже преподаватель университета, а с сыном Иваном работаем в одном университете, а значит, практически, в одном ритме. Он выпускник СПбГУ по специальности «Связи с общественности», с первого курса в профессии, в СПбГЭУ создал первую пресс-службу, теперь возглавляет крупнейшее вузовское издательство в городе. Кривоносовы – династия мужская: брат, сын, внуки.
А если серьезно, то семья, жена, дети, внуки – это самое важное в жизни. Кривоносовы сегодня – семья небольшая. Но с интересными корнями. В центре Казани, например, стоит колокольня, построенная на деньги купца Кривоносова, прабабушка была ученицей Бехтерева, заведовала психиатрическим отделением ленинградской больницы, прадед был руководителем в Казани Императорского музыкального общества. Я издал мемуары моих родственников 1910-1950-х годов и очень дорожу историей семьи, семейными реликвиями, хотя некоторые документы я передал в музей казанского университета…
– Юбилей – обычно время итогов. Вы, знаю, хотели в детстве, продолжая семейную традицию, стать психиатром – работать с людьми, помогать и решать их проблемы…
– В итоге именно этим я и занимаюсь фактически всю жизнь, только в гораздо большем масштабе – практически массово, в массовой коммуникации и PR. И несмотря на то что когда-то был не в ладах с химией, теперь могу сказать, что вполне начинаю разбираться в «химии» общественных отношений.
– «Великий магистр» коммуникации Жак Сегела, который Вас весьма ценит, любит повторять, что ваш общий знак Зодиака, рыба, – это знак жизни. А жизнь – всегда череда неожиданных водоворотов и водопадов. Но все же, несмотря на пандемию и непредсказуемость реальности, какие ближайшие творческие планы?
– Готовим словарь по PR, эдакую настольную энциклопедию на все случаи профессиональной жизни, для мастеров – форсайтную монографию «Коммуникатор XXI века». Надеюсь, расставим правильные и нужные акценты!
Беседовала Марина Шилина,
доктор филологических наук,
профессор Российского государственного
университета имени Г.В. Плеханова