Контакты кафедры
О кафедре
История становления кафедры ОЭТ: формирование научной школы как фундаментальной основы развития экономических наук
На первом этапе определенный период времени занял процесс формирования кафедры как научно-педагогического структурного подразделения вуза в виде кафедры политической экономии. В то время курса политической экономии как единой системы законов и категорий применительно к социалистическому способу производства не было, не сформировался предмет политической экономии как науки, не было официально утвержденных программ курса. В 1930 году для изучения проблем политической экономии был введен предмет «Теория советского хозяйства», через год появилось первое учебное пособие, а еще через год «Теория советского хозяйства» была заменена курсом «Экономическая политика». В 1936 году эта учебная дисциплина была изъята из учебных программ, и на смену ей был включен курс «Политическая экономия».
На втором этапе создавались теоретические основы политической экономии социализма. В этот период развернулись обширные экономические дискуссии и исследования, связанные с обсуждением макета учебника «Политическая экономия». Это явилось крупной вехой в становлении базисных основ советской экономической науки. К их числу относится такое фундаментальное положение, каким является использование товарно-денежных отношений (ТДО) в условиях планового хозяйства. Известно, что долгое время отрицалось существование при социализме товарно-денежных отношений и закона стоимости. В решение этой важной народнохозяйственной проблемы определенный вклад внесла кафедра политэкономии ЛФЭИ. Так, профессор П.М. Павлов в своей монографии «О планово-хозяйственных рычагах социалистического государства», изданной в 1950 году, одним из первых в стране поставил очень смелый для того времени вопрос о необходимости активного использования ТДО и закона стоимости. О важности использования этого теоретического положения в нашей экономике и трудностях его внедрения в практику хозяйствования свидетельствует тот факт, что многие ученые не поддержали выдвинутое положение о ТДО, в результате в экономической науке сложилось два альтернативных направления, поддерживаемых разными учеными: «товарники» и «антитоварники».
1930
Кафедра общей экономической теории СПбГЭУ – одна из немногих, которая образована в 1930 году, при создании Ленинградского финансово-экономического института. Процесс становления и формирования кафедры как научного и структурного педагогического подразделения можно подразделить на три этапа.
Идея активного использования товарно-денежных отношений в условиях плановой экономики не утратила своего значения и в настоящее время. И в современных условиях она разрабатывается при переходе от плановой экономики к рыночной системе хозяйствования. В частности, при выборе модели экономического развития для КНР китайские ученые предложили переход от модели «Централизованной плановой экономики» к модели «Социалистической плановой товарной экономики», сущность которой состоит в том, что социалистическое производство является товарным и взаимодействие между товаропроизводителями строится на развитии товарно-денежных отношений. При этом в качестве определяющих выступает общественная форма собственности на важнейшие средства производства на микроуровне и решающая роль централизованного планирования на макроуровне.
Третий этап. Развитие товарно-денежных отношений и их использование в качестве базовых показателей социалистической системы хозяйствования. Этот этап развития в нашем университете берет свое начало с разделения кафедры на два самостоятельных структурных подразделения (1972 г.). Были сформированы «Кафедра политической экономии учетных факультетов» и «Кафедра политической экономии плановых факультетов». Соответственно сложилось два научных направления: традиционное (изучение проблем классической политической экономии) и фундаментально-прикладное.
Кафедрой политической экономии учетных факультетов до 1983 г. продолжал руководить проф. П.М. Павлов. С 1984 г. обязанности заведующего кафедрой выполнял проф. А.И. Добрынин. Кафедрой политической экономии плановых факультетов руководили: в 1972-1973 гг. проф. В.И. Громов, в 1973-1985 гг. – проф. В.Я. Феодоритов, в 1985-1992 гг. – проф. А.И. Попов.
Коллектив кафедры, возглавляемый проф. В.Я. Феодоритовым, стал ориентироваться на связь фундаментальной теории с практикой. При кафедре была создана «Проблемная лаборатория региональных экономических исследований», научными руководителями которой являлись профессор В.Я. Феодоритов (1972-1986 гг.) и профессор А.И. Попов (1986-1989 гг.).
Характерной особенностью начала третьего этапа явились экономические реформы, проводимые А.Н. Косыгиным. Они вошли в экономическую теорию как «Новая система планирования и экономического стимулирования». Эти реформы создавали условия по расширению возможностей использования товарно-денежных отношений в плановой экономике и внедрению стоимостных показателей. В тот период впервые был введен в качестве важнейшего такой рыночный показатель оценки производственной деятельности, как прибыль.
В рамках реализации этих методологических установок коллективы кафедр сосредоточили свои творческие усилия на исследовании национальной экономики и проблем региональной экономики. Исследования проводились в виде составления отчетных межотраслевых балансов Северо-Запада и на их основе осуществлялось социально-экономическое прогнозирование регионов (прогнозные межотраслевые балансы). В 1975 году коллективом авторов была разработана «Методика прогнозирования социально-экономического развития региона». В разработке методики участвовали Л.А. Белоусова, Т.Г. Бродская, Н.А. Горелов, А.И. Добрынин, А.И. Леусский, А.И. Муравьев, А.И. Попов, Т.А. Федорова, В.Я. Феодоритов.
В 1977 году, используя базовые положения методики, была подготовлена коллективная монография «Социально-экономическое прогнозирование развития региона», которая была выпущена огромным для специальной литературы тиражом – 10 тыс. экземпляров. Дальнейшее развитие теория региональных межотраслевых балансов получила при выполнении целевой комплексной межвузовской программы научных исследований Головного совета Минвуза РФ «Формирование региональных народнохозяйственных комплексов – материальная основа совершенствования методов хозяйствования» (1986-1990 гг.). Научным руководителем программы был утвержден проф. А.И. Попов. В реализации этой программы участвовали ученые Казанского, Кубанского, Сыктывкарского, Кемеровского государственных университетов, а также Новосибирский, Свердловский и Иркутский институты народного хозяйства. По данным межкомплексного баланса был изготовлен функционирующий стенд размером 2×3 метра, демонстрирующий четыре варианта развития Ленинградского региона. Этот стенд с данными межкомплексного баланса в 1979-1980 годах экспонировался на ВДНХ СССР. Авторам были вручены удостоверения и медали участников ВДНХ СССР.
Современный этап развития кафедры общей экономической теории (ОЭТ) начался во время перехода экономики России на рыночные методы хозяйствования. В этот период кафедры политической экономии учетных и плановых факультетов объединяются, и формируется кафедра «Общей экономической теории». Заведующим кафедрой становится профессор Добрынин А.И. Изменение названия кафедры сопровождается коренным изменением содержания учебно-научной деятельности ее коллектива. Коллективом кафедры разрабатывается новая программа курса «Экономическая теория» и на ее основе под ред. проф. Тарасевича Л.С. и проф. Добрынина А.И. создается фундаментальный учебник по экономической теории, который нашел широкое признание в вузах России. Параллельно готовятся и издаются другие учебные пособия: Попов А.И. Рыночные процессы в микро- и макроэкономике (в 4-х частях: 1994, 1996, 1998, 2001) и «Хозяйственная система России» (2004); Гукасьян Г.М. «Экономическая теория: курс лекций и практические занятия» (2004); Амосова В.В., Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А. «Экономическая теория: учебное пособие для подготовки к государственному экзамену» (2001); Луссе А.В. «Макроэкономика» (1988); Бродская Т.Г., Бургонов О.В. «Сборник задач по макроэкономике: практикум»; «Практикум по экономической теории: логические схемы и тесты» (под. ред. Добрынина А.И., Белоусовой Л.А., Миэринь Л.А.; 2002, 2006).
С переходом на рыночные методы хозяйствования поле научных исследований расширилось. В круг изучаемых проблем были вовлечены такие народнохозяйственные направления, как использование рыночных механизмов в процессе государственного регулирования; преодоление неравновесности развития в рыночных условиях; особенности трансформационных процессов в период адаптации экономики в рыночную систему. В этой связи появляется ряд фундаментальных научных исследований, подготовленных ведущими учеными кафедры: Миропольский Д.Ю. «Неравновесие и типы хозяйственных систем» (1994); «Очерки переходной экономики» (сост. А.И. Муравьев, А.И. Попов, 1995); Афанасенко И.Д. «О началах экономики и новой теории хозяйства» (1997); «Дятлов С.А. «Человеческий капитал в системе современной экономики» (1995); Миэринь Л.А. «Методология обеспечения безопасности хозяйствующих субъектов в условиях нестабильной среды» (1999); Харламов А.В. «Военная экономика как фактор роста национального хозяйства» (1999) и др.
Особую роль в становлении кафедры в то время сыграли ректор, д-р экон. наук, проф. Ю.А. Лавриков, а также первый проректор, д-р экон. наук, проф. Л.С. Тарасевич.
Говоря о кафедре общей экономической теории, следует отметить, что ее успехи тесно связаны с именем и энергией Леонида Степановича. Будучи ректором университета и профессором кафедры ОЭТ, он постоянно следил за развитием кафедры, поддерживал по всем направлениям. Главный тезис, который часто повторяет Леонид Степанович, состоит в том, что «судьба каждого, кто трудится в Финэке, определяется потребностями всего коллектива как центра – организма в целом, и, что самое важное, наличием развитой системы специализаций, подразделений, кафедр, факультетов». Университет — это его детище и его основной принцип, который обеспечивает успех, – это уход от репродуктивной системы обучения к продуктивной.
В 1999 году заведующим кафедрой избирается Миропольский Д.Ю. Этот период отличается переходом от интерпретации рыночных экономик Запада к углубленному изучению реалий российской действительности. С этих позиций создаются учебные пособия, посвященные анализу отечественных проблем функционирования хозяйственной системы. К числу таких работ относятся: Афанасенко И.Д. «Россия в потоке времени: История предпринимательства» (2003); «Социально-экономическая трансформация хозяйственной системы России» (А.И. Добрынин, Д.Ю. Миропольский, С.А. Дятлов и др., 1997); Попов А.И. «Хозяйственная система России: теория становления, институциональное устройство, экономическая безопасность» (2001); Добрынин А.И., Ивлева Е.С. «Институциональные преобразования российской экономики» (2005); Попов А.И., Иванов С.А., Миэринь Л.А. «Хозяйственная система России: инновационное развитие и экономическая безопасность» (2009).
Для более четкой организации научной деятельности огромного коллектива кафедры и направления научных исследований в единое русло, Д.Ю. Миропольским была сформулирована общая тема научных работ кафедры: «Структурные основы формирования альтернативных хозяйственных систем». Это направление получило широкую поддержку среди профессорско-преподавательского состава, аспирантов и научных работников кафедры. В целях детализации исследований кафедры и более четкого их позиционирования в рамках общего, единого направления исследования было сформировано 5 относительно самостоятельных научных направлений, которые приобрели черты научных школ. По данным направлениям кафедра ОЭТ работает уже в течение 15 лет.
Научные направления кафедры
Первое научное направление – философия экономики, основная цель которого – изучение экономики как системного целого. Ведущими учеными данного направления являются д.э.н., проф., зав. кафедрой Миропольский Д.Ю.; д.э.н., Почетный профессор, проф. Афанасенко И.Д. Изучение экономики как системного целого, в свою очередь, распадается еще на три направления: отношение экономики к себе самой; отношение экономики к человеку; отношение экономики к природе.
Результаты, полученные в рамках первого научного направления, являются теоретической основой для разработки последующих направлений.
Второе направление – теория альтернативных хозяйственных систем. Ведущие ученые второго направления – д.э.н., Почетный профессор, проф. Попов А.Н.; д.э.н., проф., проф. Дятлов С.А.; д.э.н., проф., проф. Харламов А.В. Единая хозяйственная система, изучаемая философией хозяйства, исторически и логически выступает в разных формах. Крайними формами развития хозяйства являются рынок и план. Между этими крайними формами располагается множество смешанных. В рамках второго направления исследуются механизмы работы рынка как хозяйственной системы и механизм работы плана как хозяйственной системы. Изучение чистых форм дает возможность научно подойти к моделированию смешанных типов хозяйства.
Кроме того, сложившиеся институты рынка и плана неизбежно модифицируют материальную структуру экономики. Это модифицирующее влияние на структуру тоже входит в задачи второго направления научной работы кафедры.
Третье направление – влияние реального сектора экономики на формирование типов хозяйственных систем. Ведущие ученые этого направления – д.э.н., проф., зав. каф. Миропольский Д.Ю.; д.э.н., проф., проф. Плотников В.А. Третье направление прямо продолжает второе. Здесь изучаются причины возникновения рыночной, плановой или смешанной экономики. На кафедре исследуется группа причин, связанная с характеристиками реального сектора той или иной страны (шире – хозяйственной системы). Данное направление также широко представлено в научных исследованиях кафедры.
Четвертое направление – экономика России – хозяйственная система особого типа. Ведущими учеными четвертого направления являются д.э.н., проф. Попов А.И.; д.э.н., Почетный профессор, проф. Афанасенко И.Д.; д.э.н., проф. Селищева Т.А. Данное направление преломляет результаты работы по предыдущим трем направлениям в русле экономических интересов России. В рамках четвертого направления ставится и ищется ответ на вопрос а) в чем особенности России как хозяйственной системы и б) если эта система развивается, то какова должна быть доля рынка и какова должна быть доля плана, обеспечивающие это развитие при наличии российских особенностей?
Пятое направление – влияние реального сектора экономики на денежный. Ведущие ученые пятого направления – д.э.н., проф., проф. Молчанова О.А.; д.э.н., доцент Камышова А.Б. Данное направление пользуется большим спросом у аспирантов кафедры и диссертации по этой проблеме защищаются часто. Можно считать, что здесь формируется научная школа. Однако в последующем требуется обобщение результатов, полученных этим направлением посредством монографии или диссертации синтезирующего характера.
В современных условиях экономика отошла от догматического подхода использования плановых механизмов функционирования хозяйственной системы. Однако в процессе трансформации, основанной на неоклассических теориях, функционирование экономики еще дальше отдалилось от эффективного развития народного хозяйства. В результате можно сделать вывод, что наиболее конструктивным является направление, основанное на синтезе первого и второго подходов, которое можно сформулировать в виде планово-рыночной модели экономики.
В советский период поиск такой модели осуществлялся на базе сочетания централизма и самостоятельности. В нынешних условиях формирование механизма функционирования экономики России должно основываться, с одной стороны, на использовании важнейших фундаментальных теорий современного капитализма, таких направлений как посткейнсианство, институционализм, неомарксизм; с другой – теоретических наработок ученых нашей страны, в первую очередь, плановых методов хозяйствования, которые, как по содержанию, так и по формам реализации принципиально отличаются от ранее существовавших в нашей стране.
В работах кафедры сформулированы общие контуры концепции, основанные на исследовании плановых и рыночных методов хозяйствования. Соотношение рынка и плана рассматривается как соотношение между самоорганизацией и организацией. Рыночное саморегулирование органически дополняется плановым регулированием. Как план, так и рынок, выступают в качестве механизма регулирования, нацеленного на обеспечение устойчивого роста.
В связи с исследованиями взаимодействия рынка и плана, на кафедре много внимания уделяется анализу теорий трудовой стоимости и предельной полезности. Как в первой, так и во второй теориях имеет место односторонний подход. Для преодоления односторонности в концепции Д.Ю. Миропольского вскрывается вторая форма проявления стоимости, равнозначная с ценой, а именно объем. Отсюда делается вывод, что стоимость продукта проявляет себя в двух формах – ценовой и объемной. Объёмная форма стоимости выражает динамику плана.
По результатам многолетних научных исследований коллективом кафедры общей экономической теории был разработан кардинально новый учебник «Основы теоретической экономики» как альтернативная версия широко распространенного курса «Экономическая теория», используемого в вузах страны.
Учебник подготовлен при участии и активной поддержки ректора СПбГЭУ доктора экономических наук, профессора Максимцева И.А., президента университета доктора экономических наук, профессора Тарасевича Л.С. В состав авторов входят: доктора экономических наук, профессора Дятлов С.А., Максимцев И.А., Миропольский Д.Ю., Миэринь Л.А., Попов А.И., Харламов А.В., Тарасевич Л.С., Тарасевич А.Л., Плотников В.А., Фейгин Г.Ф.; кандидаты экономических наук, доценты Виноградов В.Н., Гукасьян Г.М., Камышова А.Б., Пшеничникова С.Н.
В основе учебника лежит модернизированная версия теории стоимости.
Исходная идея, которая прослеживается в учебнике, заключается в том, чтобы показать обучающемуся экономику как системное целое. Целостность, во-первых, проявляет себя в историко-логическом подходе, то есть хозяйство рассматривается как процесс, который пронизывает весь учебник; во-вторых, в данном курсе представлены все формы хозяйственной деятельности: рынок, план, смешанная экономика. Изложение курса начинается с изучения хозяйства как простого единства, затем оно принимает форму либо рыночного, либо планового хозяйства и завершается рассмотрением хозяйства как сложного единства в виде смешанной экономики. При этом микро- и макроэкономика выходят за рамки данного учебника и рассматриваются как отдельные дисциплины, которые следует изучать после представленного курса, выступающего в виде фундаментальных основ – системы общих экономических законов и категорий.
В новом учебнике в качестве базовых положений используется: разделение труда (эпоха до разделения труда, эпоха разделения труда, эпоха после разделения труда); уровень развития производительных сил (доиндустриальный период, индустриальный период, постиндустриальный период); методы хозяйствования (плановая, рыночная и смешанная экономика). Разработанный курс экономической теории в новой редакции в настоящее время читается магистрантам и аспирантам.
Взаимодействие кафедры с другими учебными и научными структурами
Внутри страны кафедра предполагает развитие отношений со следующими партнерами: 1. РЭА им. Плеханова (кафедра ОЭТ); 2. Кемеровский ГУ (кафедра ОЭТ); 3. Новосибирский ГУ экономики и управления; 4. Тамбовский ГУ им. Г.Р. Державина; 5. Костромской ГУ им. Н.А. Некрасова; 6. ВСГТУ (Улан-Уде) 7. Башкирский Государственный аграрный университет (кафедра ОЭТ); 8. МГУ им.М.В.Ломоносова; 9. Санкт-Петербургский государственный университет; 10. Содружество экономистов-философов при редакции журнала «Проблемы современной экономики».
Формы сотрудничества: 1. Взаимное участие в конференциях; 2. Выпуск совместных монографий; 3. Публикации статей в соответствующих журналах; 4. Научные стажировки; 5. Участие в работе диссертационных советов; 6. Участие представителей обозначенных структур в теоретических семинарах кафедры; 7. Обучение целевых аспирантов.
Направления развития международной работы кафедры
1. Проведение международных научных семинаров с представителями зарубежных ВУЗов-партнеров. Кафедра неоднократно проводила подобные семинары и планирует продолжать их в будущем. Налажены устойчивые связи с Университетами г. Потсдама, г. Марбурга и г. Франкфурта- на Майне (Германия), что позволяет регулярно проводить совместные теоретические семинары. В ближайшие годы запланированы семинары с участием проф. Н. Эйкхофа (Университет, г. Потсдама), Т. Бауера (Университет, г. Франкфурт-на-Майне), Е. Светловой (Высшая школа г. Карлсруэ).
2. Участие преподавателей кафедры в международных научных конференциях. Приглашение зарубежных гостей на научные конференции, организуемые кафедрой. Подобный опыт неоднократно имел место в прошлом. Налаженные контакты позволяют продолжать данную практику.
3. Научные стажировки аспирантов и преподавателей за рубежом. Кафедра планирует направлять аспирантов и преподавателей на стажировки в зарубежные ВУЗы. В настоящий момент налажены связи с Университетами городов Потсдама, Марбурга, Франкфурт-на-Майне, Вупперталя и Высшей школой экономики г. Берлина и Циттау. Существует принципиальная договоренность о возможности стажировок преподавателей кафедры в перечисленных ВУЗах и школах.
4.Организация совместных международных научных проектов. Кафедра имеет опыт совместной проектной деятельности с представителями зарубежных ВУЗов-партнеров. В настоящее время планируется участие преподавателей кафедры в ряде международных научных проектов проф. П. Вельфенс (Университет, г. Вупперталь) организует научный проект, затрагивающий перспективы взаимоотношений России и ЕС после вступления России в ВТО. Предполагается участие в проекте преподавателей кафедры. Проф. Р. Маурер (Университет, г. Франкфурт-на-Майне) осуществляет научный проект: «Сберегательные стратегии российского населения», также предполагается участие преподавателей кафедры.
5. Работа преподавателей кафедры в качестве приглашенных профессоров. Налаженные контакты позволяют организовать работу преподавателей кафедры в качестве приглашенных профессоров в ряде ВУЗов в Германии. Подобный опыт имел место в прошлые годы. В настоящее время ведутся переговоры о новых поездках преподавателей кафедры в немецкие ВУЗы в качестве приглашенных профессоров.
6. Участие преподавателей кафедры в международных программах, осуществляемых в СПБГЭУ. Преподаватели кафедры задействованы в таких программах, как «Международный семестр в СПбГЭУ», MIBA и др. Планируется продолжить работу преподавателей на этих программах. Кроме того, кафедра планирует инициировать открытие совместной магистерской программы с Университетом г. Вупперталя.
Основные приоритеты современного этапа развития кафедры:
- обеспечение высокой конкурентоспособности выпускников на рынке труда
- развитие потенциала научной школы в ходе реализации целей в области устойчивого развития
- цифровая трансформация профессиональной деятельности в сетевом взаимодействии с работодателями
- обеспечение открытости коммуникаций с каждым потенциальным и фактическим участником образовательного процесса, включая абитуриентов, обучающихся, их родителей, органы государственной власти, профессиональные объединения, работодателей, вузы-партнеры, социальные сети и многих других заинтересованных участников (контактная информация)
- социальная ответственность