Сетевое взаимодействие является одной из новых возможностей и необходимым принципиально новым инструментом эффективного и качественного построения образовательной деятельности.
Сетевое сообщество – научно-образовательная и профессиональная среда, формируемая участниками сетевого взаимодействия с целью объединения имеющихся ресурсов для достижения стратегических целей своих организаций, развития рынка образования и решения иных общих задач, которые интересуют участников.
Особенности сетевого сообщества:
- Создается на добровольной основе;
- Удерживается общей проблематикой и интересами всех членов сети;
- Всегда является результатом проектного замысла, поскольку члены сообщества должны участвовать в едином целеполагании, согласовывать механизмы и схемы взаимодействия, договариваться о результатах деятельности.
Целью сетевого взаимодействия при реализации образовательных программ является обеспечение высокого качества подготовки креативных и конкурентоспособных выпускников, способных к инновационной профессиональной деятельности и саморазвитию. Данная цель достигается за счет коллективного использования ресурсов участников сети, а также единого образовательного пространства.
Сетевое взаимодействие позволяет реализовать следующие возможности:
- Распределять ресурсы при общей задаче деятельности;
- Опираться на инициативу каждого конкретного участника;
- Осуществлять прямой контакт участников друг с другом;
- Выстраивать всевозможные пути движения при общности внешней цели;
- Использовать общий ресурс сети для нужд каждого конкретного участника.
В 2015 году магистерская программа «Учет, анализ и аудит в отраслях экономики» СПбГЭУ (руководитель зав. кафедрой аудита и внутреннего контроля, д.э.н., проф. Н.А. Каморджанова) приступила к организации сетевого сообщества в целях подготовки экономических кадров нового поколения в высшей школе.
В данном сетевом сообществе на сегодняшний день результативно сотрудничают тридцать восемь ВУЗов и работодатели из Армении, Великобритании, Венгрии, Италии, Испании, Кыргызстана, Литвы, Монголии, Польши, Португалии, Республики Беларусь, России, Узбекистана, Франции и Чехии.
Сетевое взаимодействие, способность синергиков к коллективной самоорганизации, к солидарным действиям позволило бакалаврам, магистрантам, аспирантам, а также преподавателям из разных стран стать организаторами и участниками большого числа совместных международных видеоконференций, вебинаров, дистанционных конкурсов, а также мероприятий по профессиональной ориентации и карьерному росту.
Применительно к ВУЗам, сетевое взаимодействие предполагает создание мощного учебно-методического и научно-исследовательского кластера в рамках группы университетов, обеспечивающего эффективную реализацию портфеля конкурентоспособных образовательных программ и интеллектуальных продуктов, нацеленного на взаимодействие с ведущими зарубежными и отечественными вузами.
Сетевое взаимодействие при подготовке экономических кадров нового поколения необходимо организовывать на основе современной стратегии развития взаимоотношений между:
- Государством;
- Образовательными учреждениями высшей школы;
- Бизнес — структурами;
- Работодателями;
- Профессиональными сообществами.
Необходимо представлять конкретные требования к будущей профессиональной деятельности студентов и ликвидировать разрыв между теми требованиями, которые предъявляются к человеку в процессе обучения, и теми, которые предъявляются в реальной профессиональной деятельности.
Студентов необходимо готовить к таким формам работы, которые встречаются в профессиональной практике, а именно:
- Умение находить нужную информацию для определения экономического решения (что, для кого, в какие сроки и по какой цене они будут производить, оказывать услуги, выполнять работы, какие договоры и с кем они будут заключать, как и где находить необходимые ресурсы и т.п.);
- Умение находить самостоятельное творческое решение в сложных проблемных ситуациях, в ситуациях неопределенности или противоречивости экономической информации.
В практике подготовки экономических кадров в сетевом сообществе нет единого подхода, но есть широкое разнообразие форм, методов и моделей, в число которых входят научные видеоконференции студентов, международные конкурсы, гостевые лекции и мастер-классы ведущих специалистов в области аудита, бухгалтерского учета, а также внутреннего контроля.
Для взаимодействия в сети были разработаны следующие инновационные образовательные методики и технологии, в электронном и дистанционном формате:
- Видеоконференции;
- Гостевые лекции с участием ведущих ученых и работодателей;
- Научно-исследовательские семинары;
- Вебинары.
Существуют уже традиционные проекты, которые имеют свою историю. И каждый год появляются новые, которые требуют методического обеспечения и апробации.